Методика воспитания и раннего развития Никитиных
Сегодня современным родителям методика воспитания Никитиных, появившаяся в 60-70-е годы совсем не кажется новаторской. Можно сказать, что Никитины как педагоги-новаторы в своей семье, положили основу раннему развитию детей. Не теряют своей актуальности принципы и методы этих педагогов и в современной педагогике.
Методы и принципы воспитания семьи Никитиных:
- Ранее прикладывание к груди и длительное грудное вскармливание ребенка. Кормление малыша по требованию «без часов и промежутков».
- Большая свобода передвижений ребенка (без манежей и ходунков) по всему дому.
- Раннее физическое развитие. Раннее ползание, плавание, хождение и гимнастика.
- Закаливание с рождения. Прохладная температура в комнате, сон при открытых форточках и на прохладной веранде. Отказ от излишнего укутывания и закармливания ребенка. Ходьба босиком по снегу и обливания.
- Ранее изучение букв и цифр. Подготовка развивающей среды для малыша – в доме были книги, карты, спортивные снаряды, кубики и конструкторы, мастерская и разнообразные развивающие самодельные игры.
- Свобода выбора детьми занятий и их последовательности.
- Активное участие родителей в жизни детей и наоборот – детей в жизни взрослых.
- Ненавязчивое обучение и воспитание.
- Доброжелательная атмосфера в семье.
Трудности и взаимопонимание
Несмотря на то, что сейчас эта методика современным родителям кажется вполне естественной, много трудностей пришлось преодолеть Лене Алексеевне и Борису Павловичу Никитиным, а также их детям. Вы только представьте, эти люди вовсе не ставили эксперименты и не проводили опыты над своими детьми, они просто старались жить так, чтобы им и их детям было комфортно, чтобы все были здоровы и полны творчества и желания жить.
Никитины не провозглашали лозунгов и не заставляли других следовать за ними. Однако, невозможно угодить всем и каждому, и находились как сторонники, так и противники «никитинщины». А дом семьи был открыт для всех посетителей. Новаторская семья оказалась «под прицелом» соседей, СМИ, ученых, методистов, педагогов и даже родных бабушек.
Противники такого подхода в воспитании могут говорить о слабой организованности, отсутствии режимности, малой социализации и многом другом. Но дорога не может быть всегда идеально гладкой, а семьи одинаковыми. Нужно здраво рассуждать и лояльно подходить к решению вопросов воспитания и развития ребенка. Столкнулись противоположные взгляды на воспитание детей и в самой семье Никитиных – традиционная система воспитания бабушек против новаторства родителей. Это непримиримое противоборство сегодня есть во многих семьях. Поставим себя на место ребенка в этой ситуации. Чью сторону он должен принять?
Как сложились судьбы детей Б. и Л. Никитины?
В "Московском комсомольце" №49 за 3 марта 2000 г так громогласно утверждается об отрыве от семьи самого старшего сына Алексея Никитина, что просто приходишь в замешательство. Однако, читая строки из книг Никитиных можно понять, как сложно было воспитывать родителям своего первого сына Алексея под неусыпным оком бабушек. Возникает вопрос: могло ли отразиться такое окружение (противоборство старых и новых взглядов, перепалки и баталии) на ребенке?
«Семейный эксперимент» не позволил достичь какого-то особого результата детям, из необыкновенной семьи выпорхнули обыкновенные подростки….»
Но ведь Никитины и не утверждали, что все их дети станут Энштейнами и олигархами. По моему мнению, главное состоит в том, чтобы остаться настоящими хорошими людьми. А что еще нужно?
Развивающие игры Никитиных
Развивающие игры Никитиных - это «долгоиграющие» игрушки. У них нет возрастного ценза. Такими играми может быть увлечен и полуторагодовалый малыш и взрослый преклонного возраста. Но самое главное - эти игрушки созданы для развития творческого потенциала, тренировки ума, для общения и взаимодействия ребенка и родителя.
Самыми распространенными и узнаваемыми являются игры:
- «Уникуб»,
- «Сложи узор»,
- «Кирпичики».
А также менее известные, но не менее интересные игры:
- «Узелки»,
- «Термометр»,
- «Часы».
Никитинская педагогика и современное общество
И, несмотря на все положительное в методике, как в те годы, так и сегодня Никитинская педагогика пока не соответствует взглядам и целям общества. Система строит свои иллюзорные планы и методики, внедряет их в сады и школы. Общество требует закостенелых стандартнорожденных и однообразно обученных роботолюдей. Поэтому творческие личности всегда будут подвергаться агрессии и нападкам. При этом система продолжает петь дифирамбы никитинским играм (хотя семье Никитиных не удалось добиться авторских прав на созданные Б.П. Никитиным игры) и выискивать в методике слабые стороны.
Список книг Б.П. и Л.А. Никитиных опубликованных на русском языке:
Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?», М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963,
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М. Знание, 1976,
Б. Никитин «Развивающие игры», М, Педагогика, 1981.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение,
Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994,
Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год», М, Знание, 1978,
Б. и Л. Никитины «Мы и наши дети», М, Молодая гвардия 1979,
Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки», М, Молодая гвардия, 1989,
Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982,
Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой», Знание, М, 1983,
Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990,
Л.А. Никитина «Исповедь», М, Знание, 1991,
Б.П. Никитин, Л.А. Никитина «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990,
Б.П. Никитин «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990,
Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996,
Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001,
Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992,
Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова «Родителям XXI века», М., Знание, 1998,
Б.П. Никитин, тест «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.
Некоторые из этих книг, а также записи из личного архива семьи и письма можно скачать на личном сайте Никитиных.
Вот еще один пример того, как хорошая идея может быть переведена в догму и тем самым испорчена... Как мне кажется, такие вещи (я о системе воспитания Никитиных) - это очень индивидуальная практика. И каждая семья по-хорошему должна бы создать свою собственную методику развития и воспитания, ориентируясь на индивидуальность своих детей. Что-то, несомненно, можно почерпнуть из разных методик, но в итоге должно получиться что-то свое.