Семейное образование не экзотика
Многие люди, с которыми я говорю о семейном образовании, считают эту форму новой и малоэффективной для России. Однако, статистика высокоразвитых стран показывает иные результаты. Обучение вне школы – это реально.
Что такое семейное обучение?
В 2007 году число детей в России, обучающихся вне стен школы было 100 тыс. Сейчас эта цифра увеличивается. Интерес к таким формам обучения в стране возрастает. Это показали и бурные дебаты в связи с обсуждением принятия нового закона об образовании и многочисленные письма обращенные к чиновникам от родителей. Внешкольное обучение это не иллюзия, это норма и выбор цивилизованного человека. Исследования внешкольного обучения за 40 летний период в США показали ее стабильность.
На данный момент с США на домашнем обучении находятся около 2 млн. человек, причем тенденция роста сохраняется.
Есть принципиальные отличия воспитательных ценностей при обучении без школы.
- Согласно статистики по США, почти 100% детей, обучающихся дома выбирают мировоззрение родителей. В школах, по большей части, есть привязка к определенной религии и выбранном школой направлении воспитания учащихся.
- Дома ребенок обучается в своем индивидуальном темпе. В медленном и глубоком – для детей трудно усваивающих дисциплину или в быстром, путем сдачи экстерном отдельных дисциплин – для одаренных детей. Каждый выбирает свой темп, подходящий ему лично.
- Такая форма позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребенка. Дети на семейной форме обучения меньше времени затрачивают на усвоение материала, имеют более здоровый режим питания и сна.
- Зачастую у детей обучающихся дома имеются более широкие познавательные возможности, в связи с доступностью новых технологий и Интернета. Например в школах слабо оборудованных специальными классами, ребенок будет обделен практическими и наглядными пособиями.
- При таких формах обучения у родителей возникает более тесная связь с ребенком, в отличие от детей, посещающих школу, которые менее четверти суток проводят с родителями.
- Родители и дети при таком варианте могут свободно выбирать круг общения. В школе же ребенок привязан к определенному коллективу, и даже при проблемных взаимоотношениях, очень редко родители способны разрешить такие конфликты. В очень серьезных случаях все ограничивается переводом в другую школу, с новым неизвестным коллективом учеников.
- Дети, обучающиеся дома менее подвержены негативному влиянию (наркотики, алкоголь, ранний секс).
Противники домашнего обучения твердят о социальной неприспособленности таких детей. Это очень пугает многих родителей. Страх очень ограничивает. В тоже время стоит внимательно присмотреться к взрослым людям, которые полностью прошли «институт социализации». Многие ли из них живут в согласии с собой, выполняя «нормативы социума»?
Можем ли мы сказать что социализация ребенка – единственное и необходимое условие для раскрытия его творчества? Настоящие цели обучения детей в социуме далеки от взращивания действительно жизнерадостных и полных творческой энергии молодых людей. Ученики школы всегда видят над собой главнокомандующего в лице учителей, классного руководителя, завучей, директора. Они привыкли, как солдаты, к командованию и подчинению. Им трудно принять самостоятельное решение. В школах очень много практикуется работ в группах и меньше индивидуального подхода к каждому ученику. Круг их общения с детьми ограничен детьми одного с ними возраста - учениками их класса.
Стоит подумать и вот над чем:
«Домашние» дети более зрелы и лучше социализированы, чем выпускники государственных или даже частных школ. Они намного реже своих школьных ровесников смотрят телевизор, имеют меньше проблем с поведением. Они более самостоятельные и дружелюбные, меньше попадают под влияние ровесников. Получившие домашнее обучение взрослые имеют высокий уровень удовлетворения качеством жизни…Тесная кооперация учеников с учителями, высокая мотивация, индивидуальный подход к обучению — всё это является почти недостижимым идеалом не только для государственных, но и для элитных частных школ. И всё это же является нормальной рабочей составляющей домашнего обучения.
Возможно, эта статья поможет развеять иллюзии и страхи в отношении семейного обучения. статья подготовлена по материалам Юлии Кииранен.
К сожалению, для России домашнее образование еще является экзотикой и для перевода ребенка, как мне кажется, нужны веские основания. Хотя раньше, вся аристократия обучала детей дома и польза от этого очевидна. Я бы с удовольствием перевела ребенка на домашнее обучение.