Игра в Банки или Пекарь
Вспомнилась дворовая игра из детства. Называли ее по-разному "Пекарь", "Пека", "Москва", "Валет", "Поп", а девчонки презрительно "Банки". Играли в нее в основном пацаны, так как палкой и "прилететь" могло. Но мальчишки самозабвенно могли швырять свои палки и греметь банками целый день. Давайте расскажу о правилах этой игры.
Правила игры в Банки
Подготовка и материалы:
Для игры нужно большое, желательно асфальтированное пространство, длиной метров 20. Во дворах пацаны часто играли просто на дороге. Банки (по размеру примерно как стандартная жестяная от консервированного горошка). И у каждого игрока должна быть своя палка. Палка-бита должна быть достаточно увесистая, но и не слишком тяжелая, высотой про грудь (пацаны в моем дворе использовали и черенки от инструмента, и палки от клюшек и даже алюминиевые лыжные палки).
Правила игры:
Играют сколько угодно человек и 1 водящий. Банку устанавливают в одном конце площадки (можно очертить для нее мелом круг или просто поставить на кирпич). В 2 метрах от установленной банки мелом чертят Границу. Водящий (или по-другому Пекарь) занимает место рядом с банкой. Участок площадки с банкой до Границы - поле Водящего.
Через 2 метра от границы через каждый метр наносят еще линии. Каждая линия - звание:
- солдат,
- сержант,
- капитан,
- майор,
- полковник,
- генерал,
- маршал.
Игра начинается с жеребьевки. Она не простая. Каждый игрок должен от линии солдата пнуть свою палку. Палка для пинка устанавливается на мысок стопы и пинком запускается вперед к банке.
Тот, кто запустил таким образом свою палку дальше всех становится первым в игре. Последний (бросивший слабее всех) в такой жеребьевке становится водящим (пекарем).
Когда очередность определена, начинаются броски. Бросают палку, не поднимая ее выше линии талии. Первый кон - каждый игрок, в свою очередность, старается броском сбить палкой стоящую банку. Выбил банку из круга - повышается в звании и в следующий раз кидает со следующей линии. Водящий возвращает сбитую банку на место после каждого удачного броска.
Итак все игроки бросили палки (они так и валяются в поле), теперь нужно идти за ними. Наступает время игры для водящего. Его задача - осалить своей палкой зашедшего за границу поля любого игрока и после этого сбить банку с места. Если водящему это удалось - он становится игроком, а осаленный водящим. Игроки разбирают палки. Первый кон пройден. Бывший водящим игрок кидает свою палку последним в очереди.
Кажется, что все просто, но это не так. Игроки, естественно не хотят быть осаленными, убегают и отпихиваются от водящего, чтобы он их не коснулся. Даже если водящий коснулся палкой кого-то, то другие игроки могут не дать ему время сбить банку, сбивая ее первыми. Тогда водящий должен вернуть банку на место и снова пытаться осалить игроков (правда, если они находятся еще в границе его поля).
Нарушения игры:
Игроки должны четко соблюдать правила, если произойдет нарушение, то провинившийся игрок автоматически становится водящим. Нарушением считаются:
- Бросок палки не в свою очередь.
- Бросок палки из-за головы и вообще выше пояса.
- Заступание за линию своего звания в момент броска.
- Игрок зашёл на поле не вовремя или когда банка не установлена.
- Игрок ушёл с поля за границу без палки.
- Сбитая игроком банка улетела через границу к линиям званий.
Любе нарушении правил и водящий объявляет о нарушении, сбивая банку. Игрок, нарушивший правила, становится пекарем.
Особенности и хитрости игры:
- Если банку в кону никому не удалось сбить - все равно водящий может осалить игроков, когда они забирают палки.
- Чужую палку подбирать нельзя - увидит водящий и провинившийся встает на его место.
- Если палки двух игроков упали "крестом", то их хозяева должны их так же аккуратно поднять и не разъединяя вынести с поля. Пока несут в том же положении, водящий их не трогает, если только "расцепили" - может осалить любого.
- У игроков получивших старшие звания появляются свои привилегии. Так маршалов осаливать нельзя. они спокойно входят в поле и забирают свою палку. А генерала нельзя осалить, когда он уже подобрал свою палку. Эти особенности в каждой компании немного отличались, но всегда обговаривались.
- Для усложнения переход на звание может быть осуществлен только после 2-3 сбитых банок.
- Банок может быть несколько - 2 или 3. Одна большая, например от горошка, вторая узкая - от шпрот или кильки.
Плюсы игры в Банки:
Развивает глазомер, меткость и ловкость. Является активной подвижной игрой. Сплочает игроков во время игры.
Минусы
Присутствует шанс травматизма. Несмотря на то, что правилами оговаривается высота броска палки, прилететь по коленкам водящему может запросто.