Дидактические игры - что это?
Дидактическая игра - это единая система воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые в такого рода занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспитания цельной личности.
Игры - незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впечатления от окружающей среды с помощью вспомогательных средств, являющихся одним из условий непрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность малышей в разнообразных видах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упражнения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов и родителей дидактическая игрушка может и должна превратиться в «орудие» воспитания. Для малыша игра равносильна учебе. Благодаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир, намного легче усваивает первоначальные сведения, привыкает думать, анализировать явления окружающей действительности.
Классификация дидактических игр
- Игрушки, которые ясно и наглядно отображают качества предметов.
Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.
- Игрушки способствуют умственному созреванию.
Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.
- Игрушки расширяют знания о природе и общественной жизни.
Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.
Классификация игр для детей разного возраста
Совершенно понятно, что каждому возрастному этапу присущи свои игровые потребности, которые определяются психофизическими особенностями ребенка.
Развитию малышей в возрасте трех-четырех лет способствуют подвижные игры которые помогают выработать критерии цвета, формы размера. Сюда относят куклы с разноцветными деталями одежде, пестрые кольца для нанизывания, стыкования, сборки. Интеллектуальный опыт ребят обогатят всевозможные наборы конструирования из двух-трех деталей. В этой категории также включены так называемые складные картинки с изображением бытующих в обиходе предметов. Они сосредотачивают внимание, обостряют наблюдательность. Запас сведений о природной и общественной среде увеличат различного вида лото с рисунками домашних животных, а также моментов некоторых видов деятельности.
Для четырехлетних-пятилетних ребятишек игрушки, само собой разумеется, должны быть сложнее.
Они проектируются и вырабатываются с таким расчетом, чтобы навести на мысль о подразделении предметов по окраске, очертаниям, габаритам. Умственная практика предполагает оперирование комбинированными игрушками из четырех, пяти и более частей. А оно в свою очередь создаст зачатки элементарной математической грамоты, подтолкнет к формированию, соотнесению, классифицированию. Во время игры малыши подробно усваивают многие черты обитаемого пространства. Для рассматриваемой возрастной категории подходят игры, требующие группирования предметов около какого-либо одного образца - эталона.
В качестве примера можно взять игрушку „Клоун“, которая концентрирует внимание, заставляет сосредоточиться. Очень полезно составлять и раскладывать по порядку картинки - занятие с благоприятным воздействием на формирование логически правильной речи. Особый интерес вызывает у детворы „Геометрическое домино“, задуманное как пособие для овладения пространственными формами и соотношением тел и фигур.
Оно ускоряет ответные реакции, рефлексы, приучает к усидчивости.
Для детишек старше пяти лет главный интерес уже представляет сама по себе умственная задача и внимание в основном привлекает ее качественное решение. Сообразительность, находчивость, любознательность разовьют многочисленные разновидности домино, лото, такие игры, как „Кому сколько“, „Играю и считаю“ и прочие.
В шесть лет девочка или мальчик становятся учениками. Но, несмотря на «серьезный» возраст, игра все еще продолжает оставаться важным эмоциональным стимулом для плодотворного обучения. Существенное место в эту пору детства занимают так называемые программные игры, способствующие расширению круга знаний, закрепляющие информацию, полученную из области науки, техники, искусства, спорта.
Дидактические игры для среднего школьного возраста, между 9 и 14 годами, имеют воспитательный характер как в умственном, так и в нравственном плане. Для развития логического мышления положительное значение приобретают игры типа головоломок. Электронные викторины развивают и закрепляют знания о природе и обществе. Немаловажную роль для нравственного воспитания ребенка приобретают состязательные игры.
Умело подобранные и вовремя преподнесенные ребенку содержательные игры расширяют и обогащают его кругозор, способствуют вырабатыванию полезных черт характера, необходимых для формирования всесторонне развитой гармонической личности.
Моему сыночку пять лет, не давно купила ему геометрическое домино. Играем, пока ему нравится. И у него получается соотносить фигурки все лучше и лучше.