Физическое развитие дошкольника. Игры на развитие крупной моторики

Крупная моторика развитие у детей

Почему правильное физическое развитие так важно для дошкольников и детей младшего школьного возраста? Как с помощью простых упражнений и подвижных игр улучшить здоровье детей?

Что такое крупная моторика?

Процесс физического развития организма у детей, начиная с умения держать голову в младенчестве, умению бегать в раннем возрасте и заканчивая занятиями спортом в школе, известен как развитие крупной моторики. Ребенок в течении своего взросления учится управлять своими движениями.

Часто родители, всецело поглощенные ранним развитием ребенка, упускают из виду обычное физическое развитие. Зарядка, бег, прыжки, подвижные игры - обо всем этом не следует забывать. Физическое развитие детей важно не только в младенчестве, но и в дошкольном возрасте, вплоть до начальной школы.

В раннем детстве важны такие навыки как: мышечная сила, удержание равновесия, контроль осанки, общая выносливость и хорошая координация движений.

Для родителей и воспитателей важно понимать, что развития требуют не просто отдельные мышечные группы, а весь организм в целом. Планирование двигательной активности детей, позволит вам развивать у ребенка конкретные навыки, например, равновесие или точность броска.

Почему так важно физическое развитие дошкольника?

Вы можете не верить, но врачи доказали, что слабое развитие крупной моторики у детей может в последующем привести к: слабому контролю тела, трудностями с письмом, невысокой усидчивостью в школе, плохой осанке, низкой способностью к координации движений, отказам от занятий спортом.

Что важно уметь делать дошкольнику

Любой ребенок дошкольного возраста должен уметь:

  • хорошо бегать (и в принципе бегать);
  • играть  в догонялки;
  • уметь проползать под преградами;
  • прыгать на месте и в длину;
  • ловить мяч;
  • бросать мяч напарнику;
  • толкать предмет (тележку, тачку или коляску с младшим братиком);
  • кататься на качелях;
  • держать равновесие, катаясь на велосипеде, скейте или самокате;
  • уметь ударить по мячу ногой (забить гол в ворота);
  • подпрыгивать на месте и прыгать на скакалке;
  • координировать свои движения;
  • лазить по лестнице;
  • висеть на руках на турнике или другой опоре.

Все перечисленное лишь малая часть умений ребенка. Чаще всего вы даже не замечаете как формируются эти навыки у вашего ребенка потому, что это происходит во время игр и движений.

Если что-то из списка ваш ребенок не умеет делать или делает плохо, попробуйте позаниматься с ним в форме игры.

Упражнения на развитие крупной моторики для дошкольников

Вот несколько идей для развития крупной моторики дошкольников с помощью игр и занятий.

  1. Игра в кегли
    Игра в кегли на развитие моторики

    Если у вас нет готового набора пластиковых кеглей, используйте что-то похожее, что есть под рукой. Кегли можно заменить пустыми пластиковыми бутылками из-под соков. Насыпьте в них немного песка, чтобы они хорошо стояли на ровной поверхности. Будет интереснее, если вы вместе с ребенком раскрасите эти бутылки в разные цвета.

    Для игры расставьте бутылки в форме буквы V и по очереди катите к ним мяч и опрокидывайте их. Чем младше ваш ребенок, тем больше должен быть мяч.
     
  2. Игра в классики
    Игра в классики
    Эта забава точно знакома мамам и бабушкам. В классики лучше всего играть на улице, рисуя квадраты мелом на асфальте.
    Нарисуйте схему и покажите ребенку как нужно прыгать. попробуйте по очереди прыгать через квадраты: прыгайте одной ногой на одинарные квадраты и прыгайте двумя ногами на двойные квадраты (по одной ноге в каждом квадрате). Дойдя до конца, развернитесь и вернитесь к началу.
    Научиться прыгать на одной или двух ногах — важный навык для дошкольника, и это отличная игра для обучения этому навыку.

    Когда ваш ребенок научится прыгать, разнообразьте классики, используя маленький камень и бросив его в первый квадрат перед началом. Попробуйте прыгать так, подбивая камешек носком ноги, чтобы он попадал на следующий квадрат, но не вылетал за его пределы. Сначала ребенку будет сложно это сделать, но позже он обязательно научится легко прыгать.
     
  3. Ходьба по доске и прыжки по полоскам.
    Дети неосознанно часто сами играют в эту игру, пытаясь пройти по узкому бордюру дороги и не упасть. Разнообразьте игру, начертив на земле или асфальте узкие линии. попросите ребенка прыгать двумя ногами от одной полоски до другой.
    Ходьба по доске

    Затем нарисуйте дорожки немного дальше друг от друга и посмотрите, сможет ли ваш ребенок прыгнуть дальше. Продолжайте отодвигать их, пока чадо не достигнете предела возможностей.
     
  4. Балансирующая ходьба
    Предложите ребенку пройти по бревну (часто на детских площадках есть такой тренажер).
    Можно на даче сделать импровизированную балансирующую балку из деревянной доски или любого другого материала.

    Тренируйте ребенка ходить поперек балки и не падать. Превратите это в игру и представьте, что внизу в реке водятся крокодилы.
    Предложите своему ребенку пройти через балку, развернуться в конце и вернуться обратно, не упав.
     
  5. Туннель
    Встаньте на небольшом расстоянии от ребенка, широко расставив ноги. Заставьте его катить мяч «через туннель» (через ваши ноги).

    Со временем вы сможете отодвигаться дальше от ребенка и сужать туннель, ставя ноги ближе друг к другу, а также используя мяч меньшего размера. Это хорошая тренировка для развития навыков игры с мячом и координации глаз и рук.
     
  6. Броски
     Соорудите дома корзину из подручного материала(ведерка, картонной коробки). В качестве мяча можно взять шарик или небольшую мягкую игрушку. По очереди цельтесь, бросайте игрушки в корзину и подсчитывайте, сколько из них попало в корзину.
    Медленно отодвигайте цель подальше или уменьшите ее размер (например, используйте небольшую корзину).

    Это хороший способ потренировать зрительно-моторную координацию.
     
  7. Полоса препятствий
    Даже в комнате можно устроить импровизированную полосу препятствий. Хорошо, если вы вместе с ребенком сделаете такой снаряд.
    Также полосу препятствий можно сделать и стационарную - на даче или на детской площадке во дворе.
    Полоса препятствий упражнение

    Вот несколько вариантов идей  для создания полосы препятствий:узкая дощечка (по ней нужно пройти), стулья разного размера (для пролезания под ними или через них), детское баскетбольное кольцо (для бросания мячей).
     
  8. Бег с ложкой и яйцом
    Сколько веселья может вызвать эстафета или забег с яйцом в ложке, знают, пожалуй, все дети. Предложите своему ребенку такой вид игры. Вместо яйца и ложки можно использовать любой небольшой легкий шарик и плоскую тарелочку.
    Бег с ложкой
     
  9. Инструктор
    Еще одна веселая забава - полностью следовать команде инструктора. Вы можете с ребенком по очереди быть инструктором и давать задания.
    Несколько идей для заданий:
    - пройтись крабом к стене и обратно;
    - бежать к дереву, сделать 4 прыжка и бежать назад;
    - кувыркнуться через голову, лечь на спину;
    - провисеть на перекладине 10 секунд и дольше.
     
  10. Воздушный шарик
    Надуйте воздушный шарик и попросите ребенка подбрасывать его вверх и толкать ,чтобы он не упал на пол. Посчитайте время, в течение которого ребенку удастся это сделать.

    Когда вы сможете удерживать шар в воздухе хотя бы минуту, попробуйте поднять в воздух два воздушных шара и удерживать их оба от падения.
    Игра с шариками

    Как видите, крупная моторика является важной частью общего физического развития вашего ребенка, но ее легко развить в процессе игры.

  11. Мячи
    Игра с мячами — одно из самых основных упражнений, которое развлечет как младенцев, так и 10-летних деток.
    Мячи — отличный снаряд для развития зрительно-моторной координации.
    Перебрасывайте ребенку мяч, а он должен его поймать и бросить вам. Усложните задачу, бросая сразу два мячика: вы ребенку свой, а он вам свой мяч.
    Игра с мячом

    Меняйте размеры мячиков для игры.

В современном мире разнообразных методик развития детей все меньше времени уделяется на развитие крупной моторики. Среди родителей возникла тенденция заменять свободное игровое время своих чад всевозможными дополнительными занятиями: пение, рисование, шахматы, английский и т.д.

Нет сомнений, чем больше разнообразной деятельности попробует ваш ребенок, тем лучше, но вовсе нет необходимости, чтобы ваш 4-летний малыш посещал сразу и уроки рисования, компьютерный класс, несколько уроков танцев.

Эти кружки могут полностью заменить детские игры. Время игры жизненно важно для развития вашего ребенка, особенно для развития его крупной моторики. Если вы заполняете свободное время своих детей платными мероприятиями и программами, знайте, что многие из них не нужны и на самом деле отнимают у вашего ребенка естественное время обучения.

Ограничивайте время, проведенное ребенком за компьютерным экраном. Какой бы удивительной и познавательной не была онлайн-программе, она не является оправданной заменой игры. Проще говоря, чем больше ваши дети будут играть свободно, тем лучше они будут учиться.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Рекомендуемые статьи
Комментировать

Добавить комментарий









жирный  подчеркнуть  курсив  цитата 
* обязательные поля