Лента обновлений

Семейное образование не экзотика

Семейное обучение

Многие люди, с которыми я говорю о семейном образовании, считают эту форму новой и малоэффективной для России. Однако, статистика высокоразвитых стран показывает иные результаты. Обучение вне школы – это реально.

В 2007 году число детей в России, обучающихся вне стен школы было 100 тыс. Сейчас эта цифра увеличивается. Интерес к таким формам обучения в стране возрастает. Это показали и бурные дебаты в связи с обсуждением принятия нового закона об образовании и многочисленные письма обращенные к чиновникам от родителей. Внешкольное обучение это не иллюзия, это норма и выбор цивилизованного человека. Исследования внешкольного обучения за 40 летний период в США показали ее стабильность.

На данный момент с США на домашнем обучении находятся около 2 млн. человек, причем тенденция роста сохраняется.

Есть принципиальные отличия воспитательных ценностей при обучении без школы.

  • Согласно статистики по США, почти 100% детей, обучающихся дома выбирают мировоззрение родителей. В школах, по большей части, есть привязка к определенной религии и выбранном школой направлении воспитания учащихся.
  • Дома ребенок обучается в своем индивидуальном темпе. В медленном и глубоком – для детей трудно усваивающих дисциплину или в быстром, путем сдачи экстерном отдельных дисциплин – для одаренных детей. Каждый выбирает свой темп, подходящий ему лично.
  • Такая форма позволяет сохранить физическое и психическое здоровье ребенка. Дети на семейной форме обучения меньше времени затрачивают на усвоение материала, имеют более здоровый режим питания и сна.
  • Зачастую у детей обучающихся дома имеются более широкие познавательные возможности, в связи с доступностью новых технологий и Интернета. Например в школах слабо оборудованных специальными классами, ребенок будет обделен практическими и наглядными пособиями.
  • При таких формах обучения у родителей возникает более тесная связь с ребенком, в отличие от детей, посещающих школу, которые менее четверти суток проводят с родителями. 
  • Родители и дети при таком варианте могут свободно выбирать круг общения. В школе же ребенок привязан к определенному коллективу, и даже при проблемных взаимоотношениях, очень редко родители способны разрешить такие конфликты. В очень серьезных случаях все ограничивается переводом в другую школу, с новым неизвестным коллективом учеников.
  • Дети, обучающиеся дома менее подвержены негативному влиянию (наркотики, алкоголь, ранний секс).

Противники домашнего обучения твердят о социальной неприспособленности таких детей. Это очень пугает многих родителей. Страх очень ограничивает. В тоже время стоит внимательно присмотреться к взрослым людям, которые полностью прошли «институт социализации». Многие ли из них живут в согласии с собой, выполняя «нормативы социума»?

Можем ли мы сказать что социализация ребенка – единственное и необходимое условие для раскрытия его творчества? Настоящие цели обучения детей в социуме далеки от взращивания действительно жизнерадостных и полных творческой энергии молодых людей. Ученики школы всегда видят над собой главнокомандующего в лице учителей, классного руководителя, завучей, директора. Они привыкли, как солдаты, к командованию и подчинению. Им трудно принять самостоятельное решение. В школах очень много практикуется работ в группах и меньше индивидуального подхода к каждому ученику. Круг их общения с детьми ограничен детьми одного с ними возраста - учениками их класса.

Стоит подумать и вот над чем:

«Домашние» дети более зрелы и лучше социализированы, чем выпускники государственных или даже частных школ. Они намного реже своих школьных ровесников смотрят телевизор, имеют меньше проблем с поведением. Они более самостоятельные и дружелюбные, меньше попадают под влияние ровесников. Получившие домашнее обучение взрослые имеют высокий уровень удовлетворения качеством жизни…Тесная кооперация учеников с учителями, высокая мотивация, индивидуальный подход к обучению — всё это является почти недостижимым идеалом не только для государственных, но и для элитных частных школ. И всё это же является нормальной рабочей составляющей домашнего обучения.

Возможно, эта статья поможет развеять иллюзии и страхи в отношении семейного обучения. статья подготовлена по материалам Юлии Кииранен.

Комментарии к статье «Семейное образование не экзотика»

Маргарита
10 февраля 2014 09:28

К сожалению, для России домашнее образование еще является экзотикой и для перевода ребенка, как мне кажется, нужны веские основания. Хотя раньше, вся аристократия обучала детей дома и польза от этого очевидна. Я бы с удовольствием перевела ребенка на домашнее обучение.

Автор сайта Юлия
10 февраля 2014 14:49

Маргарита, никаких веских оснований (кроме вашего желания) для перевода ребенка на семейное обучение не надо. Вы наверное путаете домашнее обучение с семейным. На домашнем обучении как раз ребенок по здоровью учится дома и к нему ходит учитель.
А семейное образование так и называется, что ребенок обучается в семье или семьей :)

Марина
12 мая 2014 09:18

В семейном образовании больше плюсов, чем минусов.Но родителю нужно проявлять максимум изобретательности и фантазии при составлении плана занятий.А вопрос с социализаций очень легко решается дополнительными секциями и кружками, но что важно, здесь ребенок проводит время с единомышленниками, ну или хотя бы с детьми схожих интересов.

Елена
27 октября 2015 22:08

Мы учимся на семейном обучении в Образовательном центре Солнечный луч. Обязательными предметами являются математика и русский. Завучи профессионалы,нормальные цены, стоимость 2200. Сейчас учимся дистанционно, в 9 классе будем посещать занятия 2 раза в неделю.



Комментировать

Добавить комментарий









жирный  подчеркнуть  курсив  цитата 
* обязательные поля