Педагогика Монтессори сегодня

«Монтессори-педагогике» уже более ста лет, центров, садов и школ Монтессори в мире очень много и количество их продолжает расти. Почему эти принципы воспитания и обучения так привлекают педагогов? Давайте попробуем разобраться с принципами монтессори-педагогики.

Монтессори

Немного из истории Марии Монтессори

Мария Монтессори была врачом и изначально работала с детьми с ограниченными возможностями (умственно отсталыми). Только, когда ее ученики показали высокие результаты при поступлении в образовательные учреждения, она переключила свое внимание на обычных детей.

Настоящей революцией стало ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников. Практиковала Мария в созданном ею «Доме ребенка» всего три года, а позже она целиком переключилась на экспериментально-педагогическую и пропагандистскую деятельность. Не все знают о том, что сын Марии Монтессори до 10 лет жил в отдалении от матери - в деревне.

Принципы педагогики Монтессори

Принципы, которые вывела Мария были не новы для ее времени, но они остаются актуальными и сегодня:

  • специальная развивающая среда
  • свобода действий для ребенка
  • единственность и уникальность ребенка, требующие индивидуальную систему обучения

По словам Марии, стандартная школа не содействует физическому развитию и останавливает инициативу школьника.

Главным в обучении являются не пособия и методики, а сам ребенок. Монтессори-учитель не является центром класса.

Мария Монтессори говорит о принципах "космического воспитания" детей, к которым ее подтолкнули путешествия по Азии. Восточные традиции привнесли в ее систему характерный оттенок самоопределения человека во Вселенной. При организации помещений в ее «доме ребенка» не было стационарных парт. Лишь легкие переносные столики, стулья и кресла по росту детей. А также коврики, которые дети могли расстилать на полу для занятий лежа.

Отсутствовала в монтессори-школе и традиционная классно-урочная системы. Помещение, где находились дети, делилось на специальные зоны: языковую, математическую, географическую, музыкальную и т.д.

Дидактические материалы Марии Монтессори широко используют и сегодня в обучающих центрах и центрах раннего развития.

Группы дидактического материала для обучения по Монтессори

  • для сенсорного развития
  • для развития понятия «измерение»
  • для развитие речи и письма
  • для математического развития

Мария предположила, что ребенок, окруженный книгами, энциклопедиями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, захочет на собственном опыте познать и обследовать эти предметы.

Монтессори педагогика в России

В России ситуация со школами и центрами Монтессори складывалась сначала не особенно удачно. Первой в продвижении дела Монтессори стала Юлия Ивановна Фаусек. В 1913 г. она создала при одной гимназии маленький детский сад. Постепенно становилось все больше детских учреждений под педагогическими идеями Монтессори. Однако, этот интерес был погашен в 1926 г. на заседании научно-педагогической секции Государственного ученого совета. Его резолюция поставила крест на широком изучении и распространении системы Монтессори.

Причины – «отсутствие коллективного воспитания», «связи с жизнью», «с общественно полезным трудом» - Скажите эти утверждения ничего вам не напоминают???

Это было противоречие основными постулатами трудовой школы России, официальным педагогическим установкам и идеологическим догмам. В 1928 г. система Монтессори в России была запрещена.

Вспомнили идеи Марии лишь в 1992 г, когда был создан Московский центр Монтессори, а в 1993 г. – появилась Межрегиональная альтернативная Монтессори-ассоциация.
В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления, в отличие от России, включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

Сейчас Россия оказалась как всегда «впереди планеты всей». У нас нет государственных образовательных учреждений, занимающихся по системе Монтессори. Лавинообразно возникающие частные детский сады и школы, по моему мнению, лишь новый бизнес на незанятом «поле».

Вы, возможно думаете, что идеи развития в ребенке индивидуальных особенностей - это стремление к прогрессу общества и человека в нем? Но здесь скорее другое. Это похоже на «модную тенденцию», за которую обеспеченные родители платят хорошие деньги.

Напомню, что идея самой Монтессори заключалась в создании развивающей среды для отдельного ребенка. Эту среду может создать каждый родитель, если захочет.

Многие родители детей отдают в садик абсолютно не вникая в систему обучения и воспитания, принятую в данном учреждении. Ратуя за «качество», взрослые меряют его деньгами, считая, что дело «в шляпе». Иллюзия же заключена в том, что тот же подход работает и на стороне воспитателя и педагога, когда идеи создателей системы отходят на второй план. А что же остается на первом? И это снова … деньги.

Подводя итог, скажу, что мыслящие, образованные, умеющие самостоятельно принимать решения и отвечать за них люди, а также фраза «свобода в обучении» - пока не нужны социуму. И может быть останутся невостребованными навсегда. В России, к сожалению, новаторство педагогики Марии Монтессори как было, так и остается только идеей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Рекомендуемые статьи

Комментарии к статье «Педагогика Монтессори сегодня»

Елена
14 июня 2014 12:23

Опыт Монтессори легко можно повторить дома с ребенком. Например, насыпать в пустую баночку немного гречки и дать в руки малышу. Вот вам и развивающая игра!

Юлия Бекер
14 декабря 2019 10:08

"У нас нет государственных образовательных учреждений, занимающихся по системе Монтессори" - у вас, может быт и нету, а мы недавно юбилей отметили в нашем Муниципальном детском саду по системе Марии Монтессори в городе Томске - уже больше 25 лет остаёмся верными традициям. А вот с тем, что мыслящие образованные люди не нужны сейчас, я соглашусь, действительно не нужны, но не социуму. Социуму они очень нужны.

Комментировать

Добавить комментарий









жирный  подчеркнуть  курсив  цитата 
* обязательные поля