Лента обновлений

Лицо школы изнутри (исповедь школьного учителя)

лицо школы изнутри

«45 минут урок – продержаться бы весь срок…» - эти слова из стихотворения, прочитанного на 1 сентября первоклассником, преследуют его на протяжении всех школьных лет. Удивительно, но почти все дети и родители воспринимают школу как своеобразное рабочее место, которое ученики обязаны посещать. Не потому ли, что по закону среднее образование является бесплатным и обязательным, а родители должны обеспечить его детям.

Почему мы - современные родители не задумываемся над тем, что вовсе не обязательно быть как все, шагать в ногу и быть мирной овечкой в стаде. Почему мы не задаем вопросов: «Как лучше?», «Как правильнее?», «Что стоит изменить?». Грустно, но очень мало родителей знают что представляет собой современная школа? Чем эта школа живет? Какие цели она преследует и что реально дает детям. Однако есть люди, которые попытались ответить на эти вопросы. В книге «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя» педагог и писатель Джон Гатто открывает и описывает базовые постулаты системы обязательного государственного школьного образования. Вот что он пишет:

Первый урок – это урок бессистемности. Все, чему учат детей, дается вне всякого контекста. Ничто ни с чем не связано. Даже в лучших школах содержание и структура учебных планов страдают отсутствием логики, они полны внутренних противоречий.

Ни для кого не секрет, то что современная школа очень отстала от времени. Она как бы застыла в прошлом. Школа не желает изменяться, потому что любые изменения в системе повлекут коренной переворот. Образование в школе разбито на три части: начальное звено (1-4 классы), среднее (5-9) и старшее звено (10-11классы). Программа разных звеньев зачастую не имеет преемственности. Учебные планы часто меняются. Дети не могут выбирать программу и учебники.

Второй урок – людей можно и нужно делить на группы. В этом и состоит главный урок любой конкурентной системы, к коей относится и школа, – всяк сверчок знай свой шесток!

В школе все ученики строго разбиваются на классы в зависимости от возраста. Те, единицы, которые остаются на второй год или перескакивают из класса в класс - это редкие исключения. Школьник привязан строго к своему классу. Он основную часть своего времени в школе проводит с детьми своей возрастной группы.

Третий урок – урок безразличного отношения к делу: когда звенит школьный звонок, дети должны тут же бросить все, чем до этого занимались, как бы ни был важен процесс, и быстро бежать на следующий урок. В результате ученики никогда ничего не познают полностью. Действительно, школьные звонки учат, что никакая работа не стоит того, чтобы ее завершить, так зачем глубоко переживать из за чего бы то ни было?

Школа - система ограничений. К одному из ограничений относятся и время урока. Учитель не имеет права задержать ученика на уроке дольше 45 минут. Зачастую этого времени не хватает на глубокое познание и усвоение знаний. Практические занятия страдают от этой временной ограниченности еще больше.

Четвертый урок – это урок эмоциональной зависимости. С помощью звездочек, красных галочек, улыбок, хмурых взглядов, призов, почестей и наказаний школа учит детей подчинять свою волю командной системе. Права могут быть дарованы человеку или отобраны у него без возможности обжалования, так как в школе истинных прав не существует – даже свободы слова…

Школа стоит на твердом авторитете и подчинена карьерной лестнице: директор - зауч - педагого по тому сему и прочему - учитель - родитель. Мнение детей никто никогда не спрашивает. Ребенок не обладает правом голоса и выбора. За высказанную идею, противоречащую учителю, школьник наказывается.

Пятый урок – урок интеллектуальной зависимости. Ученики ждут, когда учитель скажет им, что надо делать. Фактически дети должны просто воспроизводить то, что в них вкладывают, не привнося никакой своей оценки, не проявляя инициативы. Мы построили систему, основанную на том, что люди делают то, что им говорят, так как сами они решить ничего не могут.

Мы трубим о несостоятельности выпускников школ. Они не могут выбрать профориентацию, не умеют выразить свое мнение, не могут выдвинуть идею. За 11 лет школа напрочь убивает возможность делать или мыслить. Все и всегда продумано за учеников. Они тихие рабы школьной системы.

Шестой урок - Школа учит детей тому, что их представление о себе определяется мнением окружающих. Общественная система не выдержит потока уверенных в себе людей, поэтому детей учат, что их самооценка должна зависеть от мнения специалиста. Ученики постоянно подвергаются тестированию и оцениванию.

Ученик всегда неуверен, запуган, находится под давлением и сломлен авторитетом. Все больше давят современных школьников тестами, оценками, баллами, экзаменами.

Седьмой урок – полная подконтрольность. У детей фактически нет личного пространства, нет личного времени. На перерыв между уроками отводится ровно триста секунд, чтобы максимально ограничить неформальное общение детей друг с другом. Поощряется «стукачество» на сверстников и даже на собственных родителей. Семья, приученная ябедничать друг на друга, вряд ли утаит какие либо опасные тайны.

Современная школа сегодня ведет непримиримую войну с семьей. Родители, проломив забор построенный многолетним запугиванием выражают дома свое мнение по поводу учителей и школы. Дети приносят это мнение в школу. Война незрима, но она существует. Нет никакого общения между детьми в школе. Дети не учатся общаться. Им нет для этого времени. 5 минут перемены не хватает для общения.

Школа продолжает свое влияние на ребенка и дома, задавая ему домашние задания, которые он обязательно должен выполнять. Ощущение постоянного надзора распространяется, таким образом, и на домашнюю жизнь, в которой при наличии свободного времени ученики могли бы почерпнуть что либо несанкционированное у своих родителей, научиться чему либо на собственном опыте или в результате наблюдений за чьим либо мудрым поведением.

По мнению автора, школа выполняет общественный заказ, готовя детей для решения узких социальных задач. Школа является фабрикой марионеток, где в основе системы образования лежит стремление сделать людей ограниченными, послушными и управляемыми. Индивидуальность маленького человека, его помыслы, мечты, личностные качества оказываются ненужными. Что же нужно сделать родителям, как поступить, о чем стоит задуматься? Какой должно быть обучение и воспитание современного человека? Ответы, возможно, вы найдете в книге Джона Гатто.



Комментировать

Добавить комментарий









жирный  подчеркнуть  курсив  цитата 
* обязательные поля